32 мая, 2017, Саратов

32 мая. Один день из жизни фестиваля

Развлечения, Спектакли 431

Да, в этом году мне удалось посетить всего один из фестивальных дней. Причины тому были разные: это и сессия, и внезапные форс-мажоры, и какие-то рабочие моменты. В общем, это не так важно. Важно то, что я все-таки нашел время выбраться и сумел посмотреть целых четыре спектакля.

Открытие я благополучно пропустил, и хотя ходят слухи о том, что в прошлом году была более насыщенная программа, фотографии Василия Уриевского, выступающего в этот день на крылечке театра, вызывают во мне легкую грусть и печаль от того, что мне не удалось выбраться на эту часть мероприятия.

Однако приступим к самой интересной части – к спектаклям. К слову сказать, вместо звонков в этот день зрителей в зал зазывали резкими выстрелами. Я идею не оценил (пугался часто), но в целом задумка, пожалуй, интересная.

Первыми на сцене появились ребята из г. Заречного: театральная студия «Арлекин» со спектаклем «Преступление без наказания». Название не самое оригинальное, но, как было озвучено, «это фантазия на тему Достоевского». Небольшие зарисовки из жизни детей: кто-то накормил собаку хлебом с иголками, кого-то дед заставлял просить милостыню, и в общем и целом сюжеты подходят под традиции русского реализма, но все-таки достаточно просты и банальны. Основной трагизм заключается в том, что главные действующие лица — дети, и это некий лайфхак: с их помощью очень просто вызвать эмоции у зрителя и заставить его сопереживать. Сами сюжеты были достаточно простыми, без какой-то изюминки. Хотя актеры с ролями справлялись достаточно неплохо, очень приятный свет на сцене, хорошая работа с костюмами и великолепное исполнение роли собачки.

 

Этим же приемом «жалости к детям» воспользовались и актеры из Театра танца «Домино», г. Энгельс, в постановке «Синички». Здесь, правда, уже другой век, другая ситуация. Репрессированные родители, детский дом, беспризорники, потом школа, первые отношения, смерть друзей от голода – мрак и беспросветность послевоенного времени. Сюжет тоже достаточно банален, но меня зацепил очень сильно, как, думаю, и многих зрителей. Моментами скупая мужская слеза стекала в мою лохматую бороду. Но! Всегда есть это, но… Несмотря на великолепные костюмы, весьма неплохую хореографию, прекрасную общую цветовую гамму, спектакль выглядел несколько рваным. Слишком разношерстная музыка, не всегда понятные перебивки. Да и уж слишком простая, на мой взгляд, тема. Ну то есть понятно, что тема детей-сирот, да еще и в сложное для страны время, всегда вызывает эмоции. Для режиссера и актеров это слишком просто, нужно работать с более сложным материалом. Хотя еще раз повторюсь, исполнение было очень достойное. Зал аплодировал стоя.

Теперь спектакль, который понравился мне больше всего – «Страсти по Торчалову» от театра-студии «Помост», г. Саратов. Здесь был и великолепный сюжет, и костюмы, а самое главное — здесь были шикарные персонажи. Именно это отличает его от всех предыдущих спектаклей. Шикарные характеры, прекрасно переданная атмосфера «предбанника» ада и рая. И, конечно, очень качественная актерская игра. Наверное, это единственный спектакль со всего дня, который я бы посетил. Именно потому, что взяли чуть более глубокую тему. Девушка-ангел, которая заведует этой перевалочной станцией для душ лишь потому, что она самоубийца и ей нельзя дальше. Человек, который долгое время не мог вспомнить свой главный грех. При этом «главные грехи» не совсем каноничны. И все это настолько хорошо подано зрителю, что спектакль безусловно заслуживает стать репертуарным.

И, наконец, последний, и, пожалуй, самый слабый спектакль. «Беда от нежного сердца», Народный Молодёжный театр «Современник», г. Астана. Я не хочу никого обижать, но

руководствоваться принципом «умолчания», как любят некоторые критики, тоже не вижу смысла. Ребятам однозначно рано выступать на фестивалях. Очень сильно переигрывают, ужасно подобранная музыка (на мой взгляд, для того, чтобы совместить произведение классицизма с музыкой 90-х, нужно быть гениальным режиссером) и в конце концов, когда вместо фортепиано выносят старенький побитый жизнью синтезатор – это, друзья мои, перебор. Они молодцы, что занимаются театральной деятельностью, работают в этом направлении, но нужно чуть лучше подготовится. Или найти другого режиссера.

Так и прошел второй день фестиваля «32 мая». Несмотря на то, что все спектакли были очень разными и по содержанию, и по качеству, удовольствия я получил массу. Надеюсь, фестиваль будет продолжать свою существование, с каждым годом становясь все лучше и лучше. А еще было прекрасно, что в спектаклях в этот раз не было никакой политики.